logo

По следам опарыша в салате

Фото: medium.com

Фирма «ЕСП-Сервис» – единственный, как сообщается на ее сайте, оператор бортового питания на скоростных поездах «Сапсан» – обратилась к редакции с претензией и потребовала удалить материал, где упоминался пренеприятнейший инцидент с едой для пассажиров. Редакция провела небольшое расследование.

6 августа наше издание опубликовало текст «Осторожно, рыба». Речь в нем шла о резонансном случае – зараженных опасным для человека описторхозом морепродуктах, которые поставляло одно из челябинских предприятий. Подверсткой к материалу были даны несколько случаев из уральской и российской жизни. В частности, помимо прочего, мы сослались на информацию СМИ, по которой 5 августа пассажиры поезда «Сапсан» Нижний Новгород – Москва нашли в салате с лососем и каперсами за 400 рублей живых опарышей и записали видеоролик. В качестве источника мы использовали вышедший в тот же день текст с сайта газеты «Московский Комсомолец» – вполне авторитетного, в данном случае, издания, собирающего миллионную аудиторию. Материал сопровождался видеороликом, очевидно, присланным в редакцию.

Подверстка объемом три строки, наверное, так и осталась бы толком никем не замеченной, если бы не претензия «ЕСП-Сервис», которая сподвигла нас на дальнейшее расследование.

Началось оно с небольшого медийного «чуда». К моменту появления в редакционном почтовом ящике письма от «ЕСП-Сервис» заметка с сайта «МК» таинственным образом исчезла. Страницы не существует, нет никакого сообщения или опровержения ранее опубликованных данных.

Неизвестно, почему, как и на каких условиях это произошло (возможно, ответить мог бы только Павел Гусев, главный редактор газеты, председатель Союза журналистов Москвы и член Общественной палаты Российской Федерации) но, так или иначе, возможно, что именно этот факт позволил представителям «ЕСП-Сервиса» формально усомниться в подлинности истории с опарышем. В компании решили, что републикацией сведений URALFACT якобы порочит ее репутацию, и требуют текст удалить. «Модераторами сайта не производится надлежащая проверка подлинности прилагаемых документов», – говорится в бумаге, подписанной исполнительным директором фирмы М.В.Борисовой.

Что ж, проведем более тщательную проверку и ответим на вопрос: был ли материал СМИ, сослаться на который имеет право любое отечественное или иностранное издание?

Как известно, из интернета очень сложно что-то удалить насовсем.

Так, заметка «МК» насчет опарыша в сапсановском салате, убранная с сайта газеты и даже срочно вычищенная из кэша Яндекса (что, насколько нам известно, не так уж просто), пока еще сохранилась в кэше Google.

Вот на всякий случай ее скриншот:

Скачать в более высоком разрешении.

Более того. Материалы «МК» анонсируются в соцсетях официальными страницами газеты, и периодически эти анонсы репостят другие каналы.

Есть анонс материала в Твиттере «Московского комсомольца», его никто не подумал удалить.

Скриншот:

 

Нашелся и анонс в группе «МК» ВКонтакте.

Скриншот:

 

И даже в запретном Телеграме есть канал газеты. А там – анонс со ссылкой.

Скриншот:

 

После выхода материала и анонсов ссылки, несмотря на поздний час, репостили. Например, сообщение сделал неофициальный (но, вероятно, имеющий отношение к госмонополии) канал «РЖД» ВКонтакте (113 тысяч читателей).

Скриншот:


Материал был перепечатан как минимум одним новостным агрегатором (также рассматривается как источник информации).

Скриншот:

 

Наконец, в анонсе и соцсетях оказался доступен и сам омерзительный видеоролик, ранее опубликованный «МК»! На нем хорошо видно продукт, пассажирские кресла, эмблему «Сапсана» и прочие подробности. Тряска и характерный звук колес не оставляют особой возможности усомниться в том, где он записан.

Скачать видеоролик.

Как вы думаете, дорогие читатели, была ли заметка в МК? Был ли опарыш в еде, которую за более чем приличную цену подает пассажирам кейтеринговая компания? По нашему мнению, ответы на оба этих вопроса – положительные.

По требованию «ЕСП-Сервис» мы удалили с сайта… конечно, не весь материал, а абзац, где рассказывалось именно об этой проблеме.

Хотим напомнить не по ситуации требовательным сотрудникам компании, что издание «Урал: факты и комментарии» интересует не деловая репутация «ЕСП-Сервиса» или вопросы его закупок и госконтрактов, если такие заключаются. Зато нас интересует жизнь и, по возможности, благополучие, здоровье людей. И если в СМИ появляются сообщения, которые могут быть интересны и полезны нашим читателям, мы на них ссылаемся, а иногда и проводим собственные расследования по фактам и информации, которые становятся нам известны – даже в том случае, когда фигуранты расследования пытаются неудобные сведения замолчать и убрать из всеобщего доступа.

Право СМИ и журналистов осуществлять свою деятельность охраняется законом. И, как показывает практика, чем больше усилий прилагается для того, чтобы скрыть проблему, тем громче о ней заявляют.

«ЕСП-Сервис»: справка

Компания входит в более крупную структуру «RBE Group», занимающуюся кейтерингом и клинингом, ресторанным и прочим бизнесом. Помимо прочего, холдинг выпускает бортовые издания для поездов и самолетов, включая борта авиакомпании «UTair».

По данным из открытых источников, владелец 50% «ЕСП-Сервис» – бизнесмен Николай Рузанов. Он же совладелец «RBE Group» и сети кофеен «Шоколадница». Вторая половина у некоего ООО «Салексим».

Газета «КоммерсантЪ» 31 июля 2019 года писала, что в список собственников «ЕСП-Сервис» добавились структуры, возможно, близкие к совладельцу нашего уральского УГМК – олигарху Искандеру Махмудову (18-е место в рейтинге Forbes, состояние $6,6 млрд).

Любопытно, что Махмудов же и стоял у истоков бизнеса «ЕСП-Сервис», созданного в 2007 году структурами РЖД и ресторанным холдингом «Арпиком», где он был совладельцем. Однако в 2017 году бизнесмен, как сообщалось, из ресторанного бизнеса выходил.

«RBE Group» владеет Андрей Шокин. Он же, по данным «Ъ», совладелец того самого ООО «Салексим». До того, как сообщал Forbes, Шокин и RBE кормили российскую армию: по оценкам издания, доля компании на этом «рынке» составляла 51%. «Независимая газета» упоминает о 75%. Успехи «RBE Group» в деле обеспечения войск едой издание объясняет покровительством крупного чиновника и предпринимателя Леонида Тейфа, который и сам попал под уголовное расследование, правда, в США. Оно же рассказывает о том, что до кейтеринга Шокин и «RBE Group» занимались другим бизнесом, в частности, строительным. Но «не сложилось», и бизнесмен со скандалом был вынужден оставить ряд активов.

Также по сведениям газеты, в 2017 году выручка «ЕСП-Сервис» увеличилась на 17,79% и достигла 1,73 млрд руб. Чистая прибыль – на 21,01%, до 100,99 млн руб. Журналисты при этом отмечают, что объемы перевозок и, следовательно, количество съедаемой пищи (будем надеяться – без опарышей, если в «МК» описывали единичный случай) непрерывно растут.

Периодически «ЕСП-Сервис» попадает в медийные скандалы, в том числе и на Урале. Так, 15 июля 2019 года УралПолит.RU сообщил: СК расследует массовое отравление пассажиров вагона-ресторана поезда Анапа – Екатеринбург. «Эксперты предполагают, что виновником инцидента может стать одна из компаний, входящих в холдинг «RBE Group». Его возглавляет самарский бизнесмен Андрей Шокин. Предприниматель стремится захватить рынок железнодорожного питания. С 2014 года «RBE» работает в сфере питания на транспорте, оказывает услуги кейтерингового сопровождения, клининга и энергосервиса. В состав холдинга входит «Единая сеть питания» («ЕСП») Поезда «Сапсан», «Стриж» и «Ласточка» обслуживает компания с похожим названием – «ЕСП-Сервис». Два года назад ОАО «Завод контрактного производства «Пак тайм» подало иск о банкротстве «ЕСП». Задолженность последнего на тот момент превышала 40 млн рублей», – написало издание.

Судя по текстам на сайтах отзывов, работать в «ЕСП-Сервис» нравится отнюдь не всем. Так, положительных отзывов – единицы, да и те написаны, похоже, казенным языком службы по работе с персоналом. Зато нашлось много жалоб на скверное обращение с персоналом, неоплачиваемые переработки и прочее.

Вот скриншоты пары типичных страниц:

 

 

Скачать в более высоком разрешении: 1, 2.

Редакция продолжит следить за историями с кейтерингом в российских поездах.

Кроме того, редакция просит выйти на связь пассажиров «Сапсана», предположительно записавших нашумевший видеоролик. Запишем интервью.

Похожие новости
Наверх